Login
Ердаков Лев Николаевич
Институт систематики и экологии животных СО РАН
Учебный музей
Виртуальный музей природы
Традиционный зоологический музей. Традиции зоологических музеев насчитывает несколько сотен лет. Музеи предназначены для решения научных и учебных задач, для целей просвещения и в какой-то степени они решают воспитательные и даже досугово-развлекательные задачи. Порядок перечисления не случаен, он по убывающей отражает возможности решения музеями указанных задач. Если мы согласимся, что научная, образовательная, просветительная, воспитательная и развлекательная функции предписаны музеям, стоит рассмотреть, насколько эти функции выполнимы, например, для традиционного зоологического музея.
Научная функция. Биологические науки в настоящем узко специализированы. Современный зоолог, занятый исследованиями позвоночных животных, хорошо осведомлен в лучшем случае, в пределах только одного их класса (орнитолог, ихтиолог, териолог и пр.) Давно уже нет энтомологов широкого профиля, нынешние специалисты ориентированы в пределах отряда, а то и семейства животных. Так, специалист по жесткокрылым (жукам) обычно осведомлен только в той группе, с которой он работает. Это не удивительно, ведь жуков более 350 тысяч видов. Специализация по небольшой их группе – семейству долгоносиков, например, это необходимость разбираться в 45 тысячах видов. Очевидно, что фауна в наиболее полном виде должна где-то храниться, как объектный носитель информации. Музей выполняет функции подготовки и переподготовки научных сотрудников, которые работают с теми или иными таксономическими группами объектов и, хотя материалы в музее стареют, теряют свою ценность, изнашиваются при частом обращении к ним, все это как-то переживаемо из-за незначительного числа представителей чистой науки.
Образовательная функция. Традиционный музей должен служить для подготовки студентов и преподавательских кадров, а также всех, кого принято обозначать как студентов неспециалистов, но имеющих в программе те или иные курсы зоологии, экологии, природопользования и др. близких специальностей. Но здесь уже существует противоречие между необходимостью обучать и поддерживать сохранность музейных коллекций и фондов. Причем, в современной систематике есть различные школы, поэтому знакомство с каждым научным музеем требует некоторой адаптации к его таксономической структуре. Музеи, кроме того, мало приспособлены как места для проведения практических занятий и накопления индивидуального специального опыта. Приходится делить фонды на научные и учебные коллекции. В последнее перемещают обветшавшее, банальное, в общем, все то, что не жалко потерять.
Функция просвещения затрагивает уже значительно большие слои населения и поэтому для общества представляется более важной, чем обучение отдельных групп специалистов. Но для выполнения этой роли традиционные музейные коллекции не очень пригодны. Они дорогостоящи, материалы слишком специализированы, труднодоступны и многие группы животных, точнее, их большинство, стандартно представлены только таксономически. Многообразие животного мира, расфасовано в стандартных упаковках и в натуральную величину. Детали невозможно рассмотреть невооруженным глазом, все это утомляет вместо того, чтобы удивлять и просвещать. К тому же объекты изнашиваются, неудержимо, иногда до неузнаваемости, меняется их естественная окраска, выцветая на свету или под действием фиксаторов. Воспитательная функция переплетается с просветительной, но имеет более выраженный этический и эстетический компонент. Музеи живой природы призваны воспитывать восхищение и любовь к живой природе и к родному краю. Вряд ли стоит подробно описывать, насколько непригоден стандартный зоологический музей к воспитанию этих чувств. Есть еще один штрих: даже самый наивный экскурсант понимает, что большая часть представленных зоологических коллекций собрана из специально убитых животных – от насекомых до крупных млекопитающих.
Досугово-развлекательная функция. Музеи идут на создание определенных программ в этом направлении, но это скорее противоречит основной деятельности музея, чем органично с ней переплетается. К особенностям традиционного зоологического музея можно добавить:
– дороговизну, которая определяется созданием хранилищ, оборудованных сложным инвентарем, специальной свето- и климаторегуляцией, необходимостью охраны;
– медленно растущие фонды – многие годы, десятилетия, а то и столетия. Зоологический музей МГУ начал работу в 1805 году;
- опасность здоровью, создаваемая воздействием различных фиксаторов, применяемых здесь, тяжелыми запахами мертвых тканей, недостаточным освещение. У постоянно работающих в музее сотрудников появляются профессиональные заболевания. Опасна долгая работа с коллекциями для школьников и студентов, их организмы еще не достаточно окрепли.
Получается в итоге, что научный музей малодоступен и предназначен главным образом для научных работников; мало привлекателен для широких слоев населения, включая студентов и школьников; дорог в содержании. И хотя научные музеи должны существовать, в современном мире остро необходима альтернатива для реализации вышеперечисленных функций.

ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ МУЗЕЙ ПРИРОДЫ
Общеизвестно, что такое «музей», какими особенностями он обладает и какое значение имеет в культуре и образовании. Здесь речь пойдет об особом музее, возможном только при современных технологиях. О музее, который выполняет свои традиционные функции, но при этом имеет гораздо больше возможностей их реализации в первую очередь в образовании. Можно назвать его музеем 21 века.
Фонды музея размещаются на электронных носителях. Они представляют собой изображения и описания природных объектов: виды животных
и растений,
ландшафтные экспозиции,
минералы.













Материал накапливается в виде выборок и серий одноименных природных объектов (фотоизображений) и их описаний (текстовых файлов). Фонды постоянно пополняются, увеличивается как длина выборок, так и разнообразие объектов. С ростом объема повышается и функциональность хранилища. Музей – это подразделение вуза, обслуживающее образовательный, научный, и воспитательный процессы. Кроме того, он является тренировочным полигоном для определения природных объектов. В отличие от научного музея в нем отсутствуют обычные коллекционные материалы. Все размещено на электронных носителях, и поэтому всегда доступно для студентов, аспирантов, преподавателей в любой своей части. Пополнение фондов музея постоянно происходит как из Интернета, так и оригинальными материалами сотрудников. Обоснование необходимости создания и развития Виртуального учебного музея природы.
Цели создания
1. Общеобразовательная подготовка студентов.
2. Специализированная подготовка студентов и аспирантов.
3.Обучение студентов и профориентация школьников.
4. Консультации и прямая помощь в работе преподавателям вузов и колледжей.
5. Экологическое просвещение и воспитание населения в широком смысле.
6. Развитие имиджа вуза, как современного высшего учебного заведения выполняющего культурно-просветительские задачи наряду с профессионально-образовательными.

При подготовке студентов значительная часть времени отводится изучению литературы. Однако этот способ обучения недостаточно обеспечивает визуализацию изучаемых объектов. В статьях и книгах почти не встречается широкого таксономического или фаунистического обзора, а тем более изображения разнообразных объектов. Издаваемые атласы также далеки от совершенства по объему и исполнению иллюстраций. На работу в музеях отводится мало времени, и она также страдает описанными выше недостатками.
Виртуальный музей дает процессу обучения неоценимые преимущества. Его материалы легко доступны, красочны, привлекательны. Каждый объект здесь можно рассматривать в различных ракурсах, изменяя масштаб и не ограничиваясь одним морфологическим вариантом, ведь он всегда представлен в виде значительной выборки. Материал легко преобразуются из таксономического ракурса (семейства, роды, виды) в биогеографический (область, природная зона и пр.). Возможно и быстрое представление материала по хозяйственному, биогеографическому, экологическому, эволюционному, либо природоохранному принципу.
Кроме видеоизображения объекта и сопровождающего текста, возможны видео-модификации подачи материала. Например, можно наблюдать сезонные изменения объекта, его среды обитания, освещения, погодных условий. Преподавателю легко оперировать фондами Виртуального музея, строить и модифицировать свои занятия, подготавливая для них тот или иной видеоряд и выбирая тематический материал, причем не в зафиксированной и потерявшей из-за этого эстетику экспозиции материалом. С появлением интерактивных досок, и возможностей сопровождения занятий соответствующим видеорядом, резко возрастает значение хранилищ электронных изображений объектов.
Материалы такого музея неоценимы при распространении экологического просвещения, формировании экологической культуры, обсуждениях современного состояния окружающей среды. Визуальная информация не только подкрепляет сказанное, но для многих людей она остается главной на протяжении всей их жизни.

Этическая сторона вопроса.
Пополнение фондов этого музея не разрушает природные объекты. Они остаются в своих местообитаниях, в их естественном окружении, что дает дополнительную ценную экологическую и даже эстетическую информацию.
Мобильность передачи и доступность информации. Очевидны преимущества, связанные с мобильностью передачи информации, возможностью ее использования одновременно во многих учреждениях, доступностью. Доступ к фондам можно обеспечить в любых имеющихся компьютерных классах и медиа-центрах.
Наконец, неоспоримое преимущество такого музея перед любым другим состоит в его необыкновенной компактности и дешевизне.
Современное состояние и необходимое оснащение для развития.
К настоящему времени создан своеобразный зародыш будущего Виртуального музея природы. Он включает изображения представителей видов животных фауны Западной Сибири (10-12 тыс. видов) и текстовую информацию о них. Выборки по каждому виду еще незначительны, но их наращивание продолжается.
Имеющимся материалом (изображения нескольких десятков тысяч видов позвоночных и беспозвоночных животных и сведения о них), преподаватели уже могут пользоваться для сопровождения занятий, для самостоятельной работы студентов. Музей с первого же дня появления может обслуживать практически все факультеты, выполняя заявки преподавателей, консультируя оснащение лекций и практических занятий, то есть обслуживая учебный процесс. В настоящее время разрабатывается наиболее удобная для пользователей электронная форма преставления материала.
Пока ни в одной школе и ни в одном ВУЗе не выстроен и не используется музей даже приблизительно подобный предлагаемому. Имеются похожие хранилища информации в виде электронных атласов для различных целей (агроатласы, атласы лесного хозяйства? Красные книги). Ваш музей будет первым вузовским музеем и родоначальником такого вида информационно-обучающей деятельности.

Публикации по созданию музея

1. Ердаков Л.Н. Виртуальный учебный музей природы. В кн.: Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Мат. III Межрегион. Науч. Практ. Конф. – Томск, ОГКУ РЦРО, 2011 С.120-122.
2. Ердаков Л.Н. Список фауны центральной части Западной Сибири: монография / Л.Н. Ердаков, А.В.Сахаров, В.И. Лошенко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. –294 с.
3. Ердаков Л.Н. Сообщество беспозвоночных животных пресноводного водоема: Методические рекомендации к курсу “Зоология с основами экологии” для студентов факультетов начальных классов. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990, 28 с.
4. Ердаков Л.Н., С.В.Федько Фауна суходольного луга: Методические рекомендации для студентов факультетов начальных классов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – 36 с.
5. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н,. Чумачева Н.М. Растения и животные лесов Западной Сибири: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов и учителей школ. – Новосибирск, “Книжица”, 1995. – 35 с.
6. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н., Чумачева Н.М., Флора и фауна города: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов и учителей школ. Новосибирск, “Книжица”,1995. – 31 с.
7. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Пособие для студентов. Новосибирск, “нижица”1999. 52 с.
8. Чернышова О.Н, Ердаков Л.Н., Куранова В.Н., Пестов М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Новосибирской и Томской областей (Информационные материалы к герпетофауне Сибири). Новосибирск. Изд. НГПУ, Новосибирск, 2002, 52 с.
9. Ердаков Л.Н. Фаунистические комплексы на территории Новосибирской области: учебное пособие / Л.Н. Ердаков. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 189 с.
10. Ердаков Л.Н., О.Н. Чернышова. Растения и животные леса. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. — 92 с

Иллюстрации ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ МУЗЕЙ ПРИРОДЫ




Mosquito 1.1.96 b290308